«Новосибирские новости»: Как культурная элита просила денег у полпреда
© Михаил Периков. Андрей Филичев и Сергей Афанасьев (крайние слева) внимательно слушают Виктора Толоконского (стоит)
«Мы чувствуем, что изменились общественные запросы, — заявил сибирский полпред Виктор Толоконский новосибирским деятелям культуры, — и власть должна им соответствовать. Ей придется соответствовать». Тайга.инфо перепечатывает текст, опубликованный на сайте «Новосибирские новости».
«Мы чувствуем, что изменились общественные запросы, — сообщил сибирский полпред президента Виктор Толоконский новосибирским деятелям культуры, — и власть должна им соответствовать. Ей придется соответствовать». Тайга.инфо перепечатывает текст, опубликованный на сайте «Новосибирские новости».Не каждый день корреспонденту «НН» приходится стоять в очереди в гардероб в компании с писателем Геннадием Прашкевичем, балериной Анной Жаровой, кинорежиссером Владимиром Эйснером, художниками Сергеем Мосиенко и Данилой Меньшиковым. Все самые известные новосибирские деятели культуры и искусства 6 февраля собрались в Доме актера для встречи с полпредом Президента РФ Виктором Толоконским. Речь шла в основном о низких материях — деньгах, но на высокие цели — финансирование творческих проектов.
Полпред Виктор Толоконский стал инициатором встречи, на которую были приглашены самые яркие звезды культурной среды Новосибирска — известные писатели и поэты, кинематографисты, артисты музыкальных и драматических театров, музыканты и художники. Концентрация знаменитых людей 6 февраля в Доме актера превысила все возможные пределы.
Нужны ли премии литераторам?
У молодых и талантливых писателей нет мотивации для творчества. А раньше литератор, вступая в Союз писателей, получал социальный статус
Встреча проходила в режиме вопрос-ответ. Стартовал разговор вопросом главного редактора журнала «Сибирские огни» Владимира Берязева, который посетовал на то, что сегодня у молодых и талантливых писателей нет мотивации для творчества. Раньше литератор, вступавший в Союз писателей, получал соответствующий социальный статус. Сегодня об этом можно только вспоминать. Для поддержки начинающих писателей и поэтов, по мнению Владимира Берязева, требуется не только их издавать в печатной форме и публиковать на литературных интернет-порталах, еще нужна авторитетная и ощутимая материальная поддержка в виде премии.Виктор Толоконский: «Поддержка начинающих писателей может осуществляться за счет бюджетных средств. Учредить премию для литераторов несложно. Я не исключал бы для писателей и введения механизма творческих грантов. Разумеется, в рамках таких программ человек должен соответствовать определенным критериям и требованиям. Для этого не нужны значительные финансовые вложения. Ведь, как правило, это случаи не массовые, единичные.
Государственная поддержка творческих союзов (писателей, театральных деятелей, композиторов) должна быть обязательно. И в этом нет ничего сложного. Но нужно развивать и другую сторону творческих союзов, когда они имеют возможность бюджетного финансирования по каким-то конкретным программам. Не должно быть преимущества государственного финансирования. Творческие союзы должны быть максимально самостоятельными и свободными. Если они будут базироваться только на бюджетной системе, то потеряют в своем творческом потенциале. Власть заинтересована, чтобы грантовых программ было больше. Для жизни большого города очень важно, чтобы проходило много культурных событий».
Проявляйте инициативу, будьте пробивными
Элла Давлетшина, президент Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири», режиссер: «В этом году сибирский фестиваль "Встречи в Сибири" будет проходить в
«Бывает, приезжаю к министру, а они там ни сном, ни духом. Я ору, возмущаюсь, а оказывается, что никаких заявок они не получали»
Виктор Толоконский: «Я прошу вас подготовить записку, и я ее обязательно рассмотрю совместно с министром культуры Александром Авдеевым. Я понимаю, о чем вы говорите, и нисколько не сомневаюсь в этой проблеме, потому что, действительно, многие такие грантовые деньги распределяются способом не очень прозрачным, и субъективный фактор очень силен. Москва к министерству ближе, и там много талантливых и энергичных людей, которые продвигают свои проекты. Творческим людям из регионов в этом плане гораздо сложнее.Я прошу руководителей творческих союзов и фестивалей — будьте более эффективными в этих вопросах. Я понимаю, что творческим людям не очень хочется и нравится заниматься пробиванием, но такова жизнь. Бывает, что я приезжаю к министру Авдееву с предложением, а они там ни сном, ни духом. Я ору, возмущаюсь, а оказывается, что никаких заявок они не получали. На что министр культуры сетует, что он не может уловить желания и чаяния творческих коллективов и, чтобы им помочь, ему надо знать, кому и что надо».
Мечты о гуманитарном технопарке
Константин Колесник, актер театра «Красный факел»: «В связи со второй волной кризиса Евросоюз увеличил финансирование культуры на 35%. Какова позиция президента в этом вопросе? И как вы относитесь к созданию в Новосибирске гуманитарного технопарка или творческого кластера? Обсуждалось ли в правительстве понятие "креативная экономика"?»
Виктор Толоконский: «В отличие от Европы, российская культура меньше связана с рыночным спросом и больше с бюджетным финансированием. Сегодня мы понимаем, что требуется повышение эффективности и оптимизация существующего финансирования. У меня всегда присутствовала идея создания гуманитарного парка. Пять лет назад была идея открыть гуманитарно-социальный инкубатор. Готов к этому вернуться. Давайте попробуем. Очевидно, что не может быть должного эффекта в технологических инновациях в исследовательском процессе, если мы не будем добавлять творческий импульс в гуманитарной сфере. А для развития экономики и государства я считаю очень важным повышение уровня нравственности.
«В Европе ты сыт, обут, все тихо, спокойно — и сиди. Нам же этого мало. Нам надо еще что-то»
Мы чувствуем, что изменились общественные запросы, и власть должна им соответствовать. Ей придется соответствовать. Сильнее должна проявляться патриотическая идея среди молодежи. В Европе ты сыт, обут, все тихо, спокойно — и сиди. Нам же этого мало. Нам надо еще что-то. Роль культуры в этом процессе сложно переоценить».Квартирный вопрос театральных коллективов
Заслуженный артист России Павел Харин, театр «Глобус»: «Много разговоров идет о строительстве института театра и кино в Новосибирске. Как и когда это дело сдвинется с мертвой точки? И второй вопрос о строительстве здания театра Афанасьева, который должен был быть построен в 2004 году. Аналогичная проблема у театра «На левом берегу» и у Первого театра. Помещений нет. Вопрос, когда?»
Виктор Толоконский: «Что касается театрального образования, то основной шаг мы сделали. Театральный институт строится. Когда я говорю со студентами об истории управленческих ошибок, то иногда привожу в пример решение о театральном институте. Тогда решилось все очень быстро. На аналогичной встрече ко мне обратились с просьбой создания в Новосибирске театрального института, потому что такому городу как Новосибирск, стыдно иметь лишь училище. Поехал к министру. Он сказал — хорошо, но только на ваш бюджет. Училище назовем институтом, выдадим вам лицензию, а вы будете сами финансировать. Я посчитал, какая разница, как называется — институт или училище. Справимся. Но за этим пошла масса трудностей, необходимость лицензирования, комплектования педагогического состава, строительство здания. И этот объект пришлось строить.
Строительство новых театральных зданий — это вопрос больной и сложный. Но у нас есть ряд стационарных объектов культуры, которым не плохо бы дать новый импульс развития. Там может базироваться новая театральная инициатива.
«С театром Афанасьева ситуация сложная... Мы дали бесплатно землю... В то время цена земли в этом месте превышала себестоимость, как минимум, в четыре раза. Но смена инвестора и другие обстоятельства привели к тому, что здание не достроили»
С театром Афанасьева ситуация сложная. Изначально все условия были созданы. Но по независящим от властей причинам не получилось. Это был самый инвестиционно привлекательный творческий проект. Мы дали бесплатно землю, инженерную инфраструктуру. В то время цена земли в этом месте превышала себестоимость, как минимум, в четыре раза. Но смена инвестора и другие обстоятельства привели к тому, что здание не достроили. И сейчас многое придется делать заново. В планах театры «Старый дом», Музкомедия, «На левом берегу». По последнему позиция достаточно жесткая, и там театральное здание будет построено в ближайшей перспективе».Кинорежиссер Владимир Эйснер напомнил о здании Западно-Сибирской студии кинохроники, в котором по иронии судьбы нет ни одного кинематографиста, а лишь коммерческие арендаторы. По словам режиссера, это прекрасное здание находится в федеральной собственности и на уровне области решить вопрос с ним будет непросто. При определенных условиях оно могло бы идеально подойти для того же Института театра и кино. Это предложение Эйснера присутствующие встретили овациями. Толоконский пообещал этот вопрос рассмотреть и проблему решить при условии, что здание не приватизировано.
О разном и о личном
Художник Сергей Мосиенко посетовал на то, что на государственных телевизионных каналах нет тематических программ о культуре Новосибирска, и что, фактически, никто никого не знает. На это Виктор Толоконский ответил, что в распоряжении ГТРК 20 часов эфира, и очень странно, что таких программ нет.
Художественный руководитель Первого театра Павел Южаков и солист оперного театра Олег Видеман обратились к полпреду с вопросом о социальной помощи молодым и многодетным семьям творческой интеллигенции. Толоконский ответил, что сейчас разрабатывается программа поддержки в опросах решения жилищных проблем. Простая и понятная схема должна быть введена уже в 2012 году. Она предполагает ипотеку под госгарантии.
«31 декабря я всегда должен быть здесь, в Новосибирске. Что-то есть в нашем городе, что не позволяет мне жить в другом месте»
Актер «Красного факела» заслуженный артист России Григорий Шустер задал личный вопрос: «Может возникнуть такая ситуация, что институт полпредства будет упразднен, а губернатора будут выбирать. Готовы ли быть губернатором?»Виктор Толоконский: «Как говорится, в одну воду дважды не войдешь. Согласен, что институт полпредства должен трансформироваться, обновляться, этого требуют реалии. Задача полпреда не контролировать, а повышать качество управления в регионах. Честно говоря, я не мыслю себе, что смогу уехать отсюда. 31 декабря я всегда должен быть здесь, дома, в Новосибирске, должен видеть эти улицы, лица горожан. Что-то есть в нашем городе, что не позволяет мне жить в другом месте».
Лариса Сокольникова, Михаил Периков, «Новосибирские новости»
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522