Уберто Мотта: «Доступность высшего образования ведет к ухудшению его качества и девальвации значимости»
© unifr.ch. Уберто Мотта
Доктор филологических наук, один из крупнейших в мире специалистов по эпохе Ренессанса Уберто Мотта рассказал Тайге.инфо, где лучшее в мире высшее образование, почему итальянцы не чувствуют своей причастности к Ренессансу и что объединяет Джобса, Эйнштейна и Пикассо.
В рамках программы «Большие чтения о Леонардо да Винчи», проводимой Новосибирской государственной областной научной библиотекой совместно с агентством культурно-социальной работы «Максора», несколько лекций в Новосибирске прочитал в ноябре один из крупнейших в мире специалистов по эпохе Ренессанса — доктор филологических наук, профессор университета Фрибурга (Швейцария) Уберто Мотта. В интервью Тайге.инфо он рассказал, где самые сильные в мире университеты, чем отличается образование в США, Швейцарии и Италии, почему итальянцы не чувствуют своей причастности к Ренессансу, о чем спорят специалисты по творчеству Леонардо да Винчи и что общего у Джобса, Эйнштейна и Пикассо.Тайга.инфо: У вас очень насыщенная преподавательская карьера. Вы так себе представляли жизнь, когда выбирали профессию?
— Нет, я такого даже представить не мог. Когда ты знаешь, куда приведет тебя работа, ты никогда к ней не приступишь. Мной всегда движет страсть к истории Италии, к ее искусству и литературе, но, изучая прошлое, я знаю, что в будущем каждый новый день принесет мне новое приключение, и моя карьера откроет мне доступ к удивительным вещам. Для профессора литературы я действительно много путешествую. Просто я любопытный человек. Мне нравится встречаться с новыми людьми, делиться с ними знаниями и получать в ответ информацию, которую я вряд ли найду в книгах и архивах. Каждая встреча с иностранцами — это способ открыть что-то новое.
Тайга.инфо: Вы работали в разных мировых университетах. У вас сложилось какое-то представление о европейской системе образования в целом?
— Я не уверен, что можно найти слова, характеризующие все европейское образование, потому что ситуации в каждой стране кардинально разные. Например, я могу сравнить Италию и Швейцарию. В Милане я долгое время работал в большом университете, где в каждом классе было по двести пятьдесят студентов. В Швейцарии я работаю с группами из сорока человек. Один этот факт говорит о том, что системы преподавания в разных странах абсолютно разные. Конечно, самое большое влияние на образование оказывает экономика, ведь преподавательская деятельность напрямую зависит от исследовательской работы, которую мы можем себе позволить. В Швейцарии я не только сам могу проводить интересные исследования, я еще и вовлекаю в этот процесс молодежь, что сильно мотивирует их учиться, усиливает интерес к предмету. В Швейцарии, США, Великобритании очень сильные системы образования за счет достойного финансирования. Италии, к сожалению, об этом можно только мечтать.
Мы гордимся тем, что все могут получить высшее образование, но никогда не спрашиваем, стоит ли его получать всем
Тайга.инфо: В мире сегодня есть тенденция к снижению уровня образования?— Есть мнение, что образование во всем мире становится хуже из года в год. Но это последствия демократизации общества. Просто образование становится доступным. Я не думаю, что это так уж плохо, когда каждый студент, независимо от материального положения его семьи, может получить высшее образование. Мы гордимся тем, что все могут получить высшее образование, но никогда не спрашиваем, стоит ли его получать всем. Именно всеобщая доступность ведет к ухудшению качества образования и девальвации его значимости. Но это не плохо и не хорошо, это просто факт, который нужно принять.
Тайга.инфо: В какой из мировых вузов вы бы отправили своих детей? Какому вы доверяете безоговорочно?
— На мой взгляд, лучшее образование сегодня в США — в университетах Лиги плюща. Но это очень дорого. Итальянцы не могут отправлять своих детей в такие учебные заведения. Например, год обучения в Гарварде сегодня стоит около 80 тысяч долларов. Вряд ли я когда-нибудь смогу себе это позволить. В Италии у нас есть довольно неплохой Пизанский университет. Он входит в Пизанскую университетскую систему, которая также включает Высшую Нормальную школу (итальянский государственный центр высшего образования и научных исследований). Там учатся лучшие студенты со всей Италии. В этих учебных заведениях я уверен.
Тайга.инфо: Почему для темы своих исследований вы выбрали именно Ренессанс?
— Это золотой период в итальянской культуре. Нет, во всей итальянской истории. В те годы самые пытливые умы изменили подход к изучению и осмыслению роли человека в истории. Их интересовал смысл существования человека как в мировом масштабе, так и в масштабе частной жизни. Зачем мы существуем, что мы здесь делаем, для чего мы созданы, как мы проживаем свои жизни — вопросы, которыми задавались современники Ренессанса, близки и мне, поэтому я ищу ответы на эти вопросы в их трудах.
Зачем мы существуем, что мы здесь делаем, для чего мы созданы, как мы проживаем свои жизни — вопросы, которыми задавались современники Ренессанса
Тайга.инфо: Но ведь никто так и не нашел ответа на эти вопросы.— Я не уверен, что здесь может быть только один ответ. У каждого человека есть собственный ответ — тот, который вписывается его картину жизни. Я думаю, что такой подход нужно использовать и сейчас. Нельзя найти одно решение, которое удовлетворит всех людей на планете. Это всегда комплекс ответов о месте человека в мире, о поступках, которые знаменуют его жизнь, о человеческой природе. И в разнообразии этих ответов каждый сам найдет для себя подходящий. Это даже не ответы, это нечто, какая-то история, которую мы должны «писать» посредством своих жизней.
Тайга.инфо: В Италии нет комплекса по поводу Ренессанса? Ведь он уже не сможет повторить этот период расцвета?
— Я бы не сказал, что итальянцы вообще осознают свою причастность к эпохе Возрождения. Они не могут испытывать комплекса на почве того, что не до конца понимают и к чему себя не причисляют как нация. Становление культурной идентичности итальянцев пришлось на вторую половину XIX века — на тот отрезок истории, где как раз не любили и отвергали Ренессанс. Если вы меня спросите почему, я отвечу. Это очень просто. Потому что Ренессанс предполагает огромный вклад и влияние со стороны церкви. В XIX веке итальянское правительство противостояло церкви. Поэтому при формировании культурной идентичности Италии период Ренессанса подавлялся. Из-за разногласий между светской и религиозной частями общества предки моих соотечественников отказались ассоциировать себя с лучшими представителями итальянской культуры.
Тайга.инфо: Ваши собственные религиозные взгляды совпадают с религиозными взглядами Леонардо да Винчи, представителем Ренессанса, который является предметом вашего изучения?
— Нет, совершенно не совпадают. Кроме того, кто может точно сказать, какими были его религиозные взгляды, правда? Только Бог может знать. Но я думаю, что Леонардо был крайне религиозным человеком. Правда, его религиозные поиски были индивидуальны, независимы от официальной позиции церкви. Безусловно, он изучал что-то, близкое и мне, но идеального совпадения наших позиций и выводов быть не может.
Тайга.инфо: Наследие Леонардо изучают уже сколько столетий. Остались ли какие-то спорные для специалистов темы?
— Ключевой момент, по которому расходятся взгляды, — это, наверное, авторство картин. Например, сейчас у нас есть две «Мадонны в скалах». Какую из них написал Леонардо да Винчи? И кто написал другую? Была ли у Леонардо школа художников, которые работали на него? Кто эти люди? Какое участие они принимали в его художественной деятельности? Вот эти вопросы сегодня больше всего волнуют исследователей.
Леонардо мало быть просто художником. Он хотел использовать этот навык для того, чтобы фиксировать свои представления о мире и человеческой природе
Тайга.инфо: Изучая Леонардо да Винчи, вам удалось приблизиться к разгадке такого явления, как homo universalis?— В случае с Леонардо, homo universalis — это формула его страстей: страсть наблюдать мир, страсть изучать мир, страсть быть частью мира, испытывать каждое его проявление. Более того, homo universalis — это человек, которому всегда мало того, что он имеет и умеет. Леонардо мало быть просто художником. Он хотел использовать этот навык для того, чтобы фиксировать свои представления о мире и человеческой природе. И все равно ему мало быть художником — недостаточно преуспеть в чем-то одном. Он был писателем, философом, музыкантом, ученым. Он исследовал жизнь всеми возможными способами.
В своем стремлении к свободе он покинул культурный центр Европы — Флоренцию, где получил лучшее образование, и отправился в Милан и Париж, чтобы найти ответы на свои вопросы во взаимодействии с другими людьми. Он был одаренным и мужественным человеком, разум которого открыт для информации любого рода, для самых поразительных экспериментов. Я думаю, что из этих слагаемых состоит гениальность такого рода. Универсальный человек — это человек, который обладает способностью из миллионов возможных точек зрения складывать идеальную мозаику, строить совершенную систему знаний.
Тайга.инфо: Универсальный человек — это исчезнувший вид? Их больше не существует?
Я, наверное, мог бы привести в пример Стива Джобса, но его гениальность распространялась только на узкую деятельность, связанную с компьютерными технологиями. Наверное, последними homo universalis были Эйнштейн и Пикассо.
Беседовала Татьяна Савкова
Ольга Седакова и Уберто Мотта с докладами на тему «Личность как свидетель об абсолюте»
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522