Юрий Курьянов: Марш гражданского общества
© «Русский Марш» в Люблино, 2011 год. the-kovboy.livejournal.com/Алекс Казаков
Новосибирский журналист Юрий Курьянов считает, что «Русский марш» — это естественное проявление гражданского общества в условиях идеологического вакуума в России, а лозунги националистов — лишь требования соблюдать законы страны. Тайга.инфо представляет его материал «Марш гражданского общества».
4 ноября привлекает внимание СМИ не только как государственный праздник — День народного единства, но и тем, что в этот день в большинстве крупных российских городов проходит ставшее уже традиционном общественно-политическое мероприятие — «Русский марш». Он привлекает гораздо большее внимание масс-медиа, чем официальные праздничные торжества. При этом основные претензии, которые озвучиваются в СМИ по отношению к «Русскому маршу», состоят в том, что его участники выдвигают экстремистские лозунги, среди инициаторов мероприятия нет организационного и идейного единства, и само оно не способствует укреплению «единства многонационального российского народа».Новосибирск и новосибирские СМИ в этом плане исключением не являются. И на этот раз подобные материалы появились. Автор этой статьи в качестве журналиста участвовал во всех «Русских маршах», которые проходили в нашем городе, поэтому некоторое мнение по поводу этого общественно-политического феномена сформировалось. Самый первый Русский марш, как известно, состоялся в Москве в 2005 году, ровно через год после учреждения нового праздника — Дня народного единства. Понятно, что российская власть пошла на это, чтобы лишить статуса государственного праздника 7 ноября. Однако смена праздничных дат — это не просто формальная юридическая процедура, это важный идеологический и символический акт.
Идеология никогда не была сильной стороной современной российской власти, поэтому она ничего не смогла предложить в качестве идейного наполнения нового праздника
Идеология никогда не была сильной стороной современной российской власти, поэтому она ничего не смогла предложить в качестве идейного наполнения нового праздника. В политике и идеологии, в отличие от природы, вакуума не бывает, и идейное наполнение нового праздника пришло не сверху от государства, а снизу от формирующегося в России гражданского общества. По сути, власть, помимо собственного желания, поставила в России масштабный эксперимент по выявлению самой популярной в гражданском обществе идеологии. И это оказались не коммунизм и либерализм, а национализм в разных своих проявлениях. Что ж, чем богаты, тем и рады. Другого гражданского общества у нас нет.В этой ситуации у российской власти был всего лишь один разумный выход, который сформулирован в известной поговорке: «Если не можешь подавить, то возглавь». А подавить было невозможно, потому что «Русский марш» как общественный феномен стал проявлением глубинного, тектонического социального движения — начала пробуждения русского национального самосознания. У русского народа это произошло позже, чем у других народов бывшего СССР и России, но это началось и уже необратимо. Однако российская власть в центре и на местах попыталась прибегнуть к тактике подавления и запретов. Во многом из-за этого произошла частичная радикализация участников и лозунгов «Русского марша».
Об этом можно судить на примере Новосибирска. Первый «Русский марш» в 2006 году имел полностью позитивную программу. Он проходил как шествие по Красному проспекту к месту закладки у собора Александра Невского памятного камня в честь одного из основателей нашего города Николая Тихомирова. Это единственный из основателей Новосибирска (Новониколаевска), чья могила находится в нашем городе. Она совершенно случайно была обнаружена под асфальтом в центре города в 1971 году. Тогда прах Тихомирова тихо и без всяких почестей перезахоронили на Заельцовском кладбище. Дворянин, однако.
В 2006 году призыв увековечить память Николая Тихомирова, с которым выступила инициативная группа новосибирцев, был справедливым и актуальным. И новосибирские власти, в конце концов, к этому призыву прислушались и поставили памятник на могиле Тихомирова. Но почему тогда нельзя было разрешить шествие к памятному камню Тихомирову 4 ноября 2006 года? Однако «Русский марш» был запрещен, а одному из его организаторов и инициаторов установки памятного знака Тихомирову депутату городского Совета Новосибирска Александру Люлько тогда пришлось проявить немалое личное мужество, чтобы возглавить колону. Я участвовал в том марше и хорошо помню, что он закончился задержаниями ряда его участников, которые ничего не нарушали, а пришли выразить свою гражданскую позицию и почтить память одного из основателей нашего города.
Ку-клус-клан был таким же проявлением американского гражданского общества, как и движение во главе с Мартином Лютером Кингом
По подобному алгоритму происходили действия власти в Москве и других городах. Русский марш запрещали, оцепляли милицейскими кордонами, его участников задерживали. Власть сделала всё для радикализации этого общественно-политического движения. Многие умеренные активисты и политики, сочувствующие идеям Русского марша, не рисковали принимать участие в запрещенной и подавляемой акции. А это означало, что возрастало влияние более радикальных лидеров, а среди участников становился больший процент тех, кто был готов поддержать откровенно экстремистские лозунги. Кстати, среди нашей либеральной общественности существует представление о том, что политические проявления гражданского общества — это что-то «белое и пушистое». Если брать США, то это что-то типа движения за гражданские права чернокожих, легализацию однополых браков или защиту скунсов и сурков. Хотя тот же Ку-клус-клан был таким же проявлением американского гражданского общества, как и движение во главе с Мартином Лютером Кингом. И сегодня гражданское общество США проявляется в таких разных формах, как движение «Оккупируй Уолл-стрит» или «Чайная партия».В случае с Россией попытки запрещения и подавления пробуждения русского национального самосознания приведут только к тому, что оно действительно приобретет радикальный и экстремистский характер. Чего пока, к счастью, нет. А что есть? Думаю, что в случае с «Русским маршем» вполне уместна аналогия с умеренной частью диссидентского движения в СССР. Тогда большинство диссидентов выступали не против советской власти и даже не против всевластия КПСС. Их лозунг был другим: «Соблюдайте те законы, которые сами же приняли!» То есть, если в конституции СССР записана свобода слова, совести, собраний и демонстраций, так дайте народу эти свободы. Вы же сами их прописали в своем основном законе.
Так и сегодня. Если посмотреть на лозунги, с которыми выходят участники Русского марша, например, в Новосибирске, то честно надо признать что это всего лишь требования неукоснительного соблюдения действующих в Российской Федерации законов. Разве не являются такими лозунги, требующие остановить незаконную (только незаконную) миграцию в Россию. Во всех цивилизованных и даже нецивилизованных странах незаконное проникновение (каким является незаконная миграция) на территорию страны является преступлением и наказывается с той или иной степенью строгости. Почему же наша власть никак не пресекает незаконное проникновение иностранцев на нашу территорию? И разве не является гражданским долгом требования соблюдения властями законов страны?
Среди других лозунгов «Русского марша» в Новосибирске были требования борьбы с этнической преступностью. Но разве не является борьба с любой преступностью обязанностью всех государственных органов? А правом, более того обязанностью граждан является требования от власти такой борьбы. Это касается и всех других лозунгов и требований, выдвигаемых на «Русских маршах».
И последнее, по поводу обвинений в том, что в движении отсутствует единая организация, единая идеология, единоличное руководство. Всё это так, мы это уже видели и еще, похоже, увидим и в Новосибирске. Но ведь уже было сказано, что это проявление гражданского общества, с его неизбежной стихийностью, спонтанностью, неприятием любой искусственной организации. С одной стороны, подобная стихийность и неорганизованность — это слабость. С другой стороны, как говорил известный российский политик начала ХХ века (В.Ленин, — прим. Тайги.инфо), знавший толк в организации: «Стихийность — это признак жизненности и силы любого политического движения».
Юрий Курьянов для Тайги.инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522