«Когда кто-то делает, как в первоисточнике, получается скандал»: Резия Калныня и Айнарс Рубикис о новой «Травиате»
© Виктор Дмитриев
Предыдущая версия «Травиаты» не сходила со сцены Новосибирского театра оперы и балета с 1999 года. Новую НГАТОиБ представит 25 апреля. Режиссёр Резия Калныня и главный дирижёр театра Айнарс Рубикис поговорили с Тайгой.инфо о детских травмах, культе солистов, наносном в музыке и предстоящей премьере.
Тайга.инфо: Когда «Травиата» только появилась, эта история считалась скандальной. Теперь это классическая опера, на которую приходят, кажется, просто послушать любимые арии и расслабиться. Но можно и из неё вытащить всё, что по-настоящему трогает и заставляет включиться в переживание, а не расслабляться. Ваша история будет в первую очередь о чём?Резия Калныня: Нам — а я представляю наше с Айнарсом мнение — всегда интереснее искать борьбу, внутреннюю и внешнюю. И это история про выбор, про то, что человек каждый день, каждую минуту может выбирать, ведь он же обладает свободной волей. И про то, как мы себя ведём в обществе и семье. Мы же всю жизнь боремся с детством, с детскими травмами.
Тут мы можем приоткрыть сценографию — у нас есть большущая клетка, у каждого героя — своя. И у каждого есть своё мнение, как надо жить, как любить. Но люди внутри травмированы. Взять встречу главной героини Виолетты и Жермона, отца её возлюбленного Альфредо: сколько нужно условий, чтобы старик Жермон увидел истину, а не вот это «я всё знаю, ты куртизанка, на тебе клеймо, я не вижу в тебе человека». Но это потому, что у Жермона у самого — травма. И сам Альфредо, наконец, взрослеет не когда покидает физически дом, а когда прощается с внутренними отцом и матерью.
Тайга.инфо: В одной русской песне есть слова «Когда нигде нет привязанностей — это называется убить свою мать».
Калныня: Это так и есть. Конечно, не нужно, чтобы кто-то начал бить мать. По либретто нам было интересно смотреть, как ведёт себя Жермон — обычно он как воды в рот набрал. А с Виолеттой он очень хорошо знает, что делать. А яблоко от яблони недалеко падает, в либретто нет никакого разговора про мать Альфредо, то есть мы принимаем, что мать умерла. Отец один выращивал сын и дочь. А у Виолетты, по либретто, никого нет.
У каждого из этих трёх героев есть оправдания. Они не приходят сразу готовые к нам. Каждый из них начинает в своей клетке, и каждый проходит свой путь от прошлого к настоящему
Жермон играет главную роль в судьбе любви, он ранит себя и остаётся вообще один со своими предрассудками, его ломает. Но у каждого из этих трёх героев есть оправдания. Они не приходят сразу готовые к нам: страдающая больная Виолетта, Альфредо а-ля Ромео и старенький Жермон из высшего общества, который пришел молиться Виолетте, чтоб она бросила Альфредо. Каждый из них начинает в своей клетке, и каждый проходит свой путь от прошлого к настоящему. Люди живут прошлым или ждут будущего, мало кто живёт настоящим. Если бы Жермон увидел настоящую Виолетту, а не прошлую, не куртизанку, увидел бы её душу, было бы какое-то другое решение. Но они настоящие никак не могут встретиться.Айнарс Рубикис: Всегда интересно докопаться до сути дела. Вы сами сказали: человек приходит послушать прекрасную музыку и расслабляется. Но, в конце концов, это сюжет же довольно страшный, не прекрасный, как музыка. Но со временем это всё...
Тайга.инфо: ...Лаком покрылось?
Рубикис: Да! Но даже если вспомнить, что это реальная история, произошедшая когда-то в жизни, мурашки по коже бегут. Когда мы ставили «Жанну» («Жанна Д’Арк на костре», — прим. Тайги.инфо), это вообще было путешествие в историю, чтобы понять, почему за шестнадцатилетней девушкой вдруг пошли три тысячи мужиков. Здесь то же самое. И в музыке для меня важно докопаться, почему композитор делает так или иначе. Бывает, мы живём в доме и постепенно обрастаем вещами так, что начинаем выбрасывать их или раздавать знакомым. То же самое происходит и с музыкой. Опера обрастает какими-то искусственными традициями: замедления, ускорения — это всё наносное, просто люди к этому привыкли. И когда кто-то делает, как в первоисточнике, получается скандал.
ХХ век внёс большие изменения в оперный жанр — появился культ солиста, слишком большая свобода солиста. Если приходит высокая нота или красивая мелодия, значит, я могу показать свой голос. К сожалению, даже некоторые большие дирижёры это одобряли. Так вот в «Травиате» Верди мы не разрешаем такую свободу солистов, потому что иногда теряется смысл. У меня был разговор с тенорами об арии в «Князе Игоре», они там поют «Скорей, скорей приди...» И на высокой си-бемоль они поют «Скорей, скооорей» — так долго, что я почти останавливаю музыку. И в «Травиате» много таких моментов: идёт хороший темп, вступает Виолетта с красивой мелодией, ей хочется распеться... Нет, так не будет. Это противоречит смыслу, слову, над этим надо работать.
Тайга.инфо: Предыдущая «Травиата» на фоне других давно идущих в НГАТОиБ опер не выглядела такой уж ветхой.
Рубикис: По большому счёту, любой спектакль можно прокатывать максимум пять лет, дальше начинается уже другая эстетика в обществе. И это проблема репертуарного театра, не только нашего. Нужно определенное количество спектаклей, которые мы должны держать. Было бы здорово, если бы посыпался ливень денег, и мы бы смогли все их заменить, но сейчас трудное время. С одной стороны, есть то, что нам хочется, с другой — обстоятельства. Но есть такие люди в Новосибирске, которые не хотят в этом разбираться, смотрят издалека, не знают внутренней каши и пишут: «Почему сделали сезон Стравинского и не сделали сезон Верди?» В прошлом сезоне администрация театра говорила, чтобы будет «Набукко» Верди и будет «Тангейзер» Вагнера — ну вот и спросите у администрации театра, почему их нет.
Тайга.инфо: Скажите тогда, в каком направлении вы двигались два сезона, что вы делали?
Рубикис: Я как сырой дирижёр пришёл с амбициями, мол, сейчас буду делать то, то и то, но мне рожки быстро пообломали. Изначально я задумывал очень простую вещь — идти театру вместе со временем. Я благодарен Игорю Зеленскому, что они решили ставить «Весну священную», потому что меня бы иначе загрызла совесть. Она меня грызла и по поводу Верди, но всё не получилось сделать. Мы ещё хотели Бриттена... Проехать Стравинского, Бриттена, Верди и Вагнера — это ух! Ну, мы будем отмечать 201-й день рождения Вагнера — мать и отец празднуют всякий год жизни дитя, что тут плохого.
В прошлом сезоне администрация театра говорила, что будет «Набукко» Верди и будет «Тангейзер» Вагнера — ну и спросите у администрации театра, почему их нет
Самым главным для меня было и остаётся предложить зрителю разнообразную музыку по нашим средствам. Те дебаты о «Мессе»... Это хорошо, что у людей есть реакция. Плохая или хорошая лучше, чем никакая. «Месса» — это форма, структура, нужно не смотреть отдельные номера, а смотреть в целом. Так же и в концертах мы стараемся знакомить зрителя с разной музыкой, нет пути «Мы играем только ХХ век» или «Сейчас мы сыграем всего Стравинского» — это совсем не так.
Тайга.инфо: Перед премьерой Наймана я готовилась и слушала его в записях, это было сложно, но вживую всё оказалось гораздо понятнее.
Рубикис: Новую музыку всегда нужно слушать живьём. Я очень рад, что ректор консерватории тоже такой фанат новой музыки. И я знаю, что он поддерживает меня, и я не одиночка.
Тайга.инфо: Вы так говорите, как будто вам приходится преодолевать некоторую инерцию со стороны зрителей и в театре. Как вы это делаете?
Рубикис: Говорю себе «Закрой уши и борись!»
Тайга.инфо: Возвращаясь к «Травиате» — какой она будет? Будет ли это изящно или богато?
Калныня: Мы хотим, конечно, чтобы душа зрителя была полна эмоциями, а то, что мы видим на сцене, помогло бы подчеркнуть смысл. Это не будет привязано к эпохе, нам важны вечные ценности: любовь, ненависть, предрассудки, смелость. Время не важно, но очень хочется, чтобы было красиво.
Беседовала Маргарита Логинова
Фотографии Виктора Дмитриева
Тайга.инфо: Перед премьерой Наймана я готовилась и слушала его в записях, это было сложно, но вживую всё оказалось гораздо понятнее.
Рубикис: Новую музыку всегда нужно слушать живьём. Я очень рад, что ректор консерватории тоже такой фанат новой музыки. И я знаю, что он поддерживает меня, и я не одиночка.
Тайга.инфо: Вы так говорите, как будто вам приходится преодолевать некоторую инерцию со стороны зрителей и в театре. Как вы это делаете?
Рубикис: Говорю себе «Закрой уши и борись!»
Тайга.инфо: Возвращаясь к «Травиате» — какой она будет? Будет ли это изящно или богато?
Калныня: Мы хотим, конечно, чтобы душа зрителя была полна эмоциями, а то, что мы видим на сцене, помогло бы подчеркнуть смысл. Это не будет привязано к эпохе, нам важны вечные ценности: любовь, ненависть, предрассудки, смелость. Время не важно, но очень хочется, чтобы было красиво.
Беседовала Маргарита Логинова
Фотографии Виктора Дмитриева
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522