Канский фестиваль нашел гения места в Красноярском крае (ФОТО)
© предоставлено пресс-службой Канского фестиваля. Арт-объект Василия Слонова «Гений места»
Джентрификацию заброшенных районов, пермскую культурную революцию, продолжающуюся в Сибири, и любовь человека к месту своего обитания осмыслили на Канском фестивале. Форум отчасти продолжится в Москве, но останется и на родине, поскольку «многое делает для города», который к нему привык.
Сибирская часть Международного Канского Фестиваля, представленная литературным фестивалем «Зазубрина» и международным архитектурным фестивалем, завершилась 28 августа. Глава городской администрации Канска Надежда Качан на открытии заявила, что, хотя в этом году «частичка фестиваля уехала в столицу нашей родины», фестиваль все равно останется в Канске: «Думаю, впереди у нас еще очень много замыслов, которые на канской земле обязательно должны воплотиться!»Главной площадкой литературной «Зазубрины» снова стал Канский драматический театр, актеры которого участвовали в читках драматических и прозаических произведений современных авторов. Красноярский режиссер Андрюс Даряла поставил читку пьесы «Счастье не за горами» кураторов «Зазубрины» Екатерины Троепольской и Андрея Родионова. Текст посвященный пермской «культурной революции», завершился рифма с городком Счастье под Луганском, пострадавшим во время военных действий два года назад. «Говорят, если революция проиграла, ее называют мятежом. Я не считаю, что пермская культурная революция закончена, — сказал Андрюс Даряла, — потому что она, как любая революция, запустила процессы, которые длятся по сей день в других городах».Фрагмент пьесы Людмилы Артемьевой «Чудо-Юдо», масштабного проекта на основе хасидских рассказов XVII-XIX веков, с которым жители Канска ознакомились первыми, представил почетный президент фестиваля Андрей Сильвестров. Екатерина Троепольская, поставившая рассказ «146 часов», написанный Дмитрием Даниловым в поезде Москва-Владивосток, посадила участников читки в сконструированный на сцене отсек плацкартного вагона. Красноярский режиссер Кристина Даурова обратилась к рассказу Романа Сенчина «День рождения» и рассадила зрителей прямо на сцене, пустив их на кухню к двум героиням, обсуждающим женскую судьбу в ожидании вестей из роддома. На закрытии фестиваля канские актеры прочитали три рассказа лауреата премии «Русский Букер» Александра Снегирёва (интервью с ним читайте скоро на Тайге.инфо): тексты «Двухсотграммовый», «Третья буква» и «Ты у меня доедешь» режиссер Ольга Столповская объединила в программу «Мама Сибирь».
Творческая встреча с участниками «Зазубрины» в открывшейся прошлой зимой Канской городской библиотеке имени братьев Стругацких состоялась 28 августа, в день рождения Аркадия Стругацкого. Канцы заверили писателей, что литературный фестиваль необходим городу, а Андрей Родионов и Екатерина Троепольская подтвердили готовность и дальше проводить «Зазубрину» в рамках Канского фестиваля.Впервые в Канске 28 августа состоялся открытый поэтический слэм — соревнования 11 поэтов со всего Красноярского края, чье творчество и исполнительское мастерство оценивали зрители. Победителем стал житель Зеленогорска Алексей Творинский, теперь он выступит на Всероссийском поэтическом слэме в рамках Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК), которую проводит в ноябре Фонд Михаила Прохорова.
Камерная художественная выставка «Гении места» в рамках пятого международного Канского архитектурного фестиваля представила в лесу за Канским драматическим театром картины Александра Барьюдина, Андрея Савина, Михаила Емонтаева, Антонины Хлызовой, Елизаветы Плавинской, Александра Джикия, Григория Сидякова-Певецкого, Ильи Вознесенского. Работы художников, развешанные на соснах, были объединены темой любви человека к месту обитания.
Городской выставочный зал собрал работы участников международного архитектурного конкурса — дизайнеры, художники и архитекторы представляли не конкретные проекты лавочек и фонарей, а свои планы преобразования обычного участка набережной реки Кан. Голосованием гостей выставки и представителей профессионального сообщества кураторы выбрали двух лауреатов. Победителем по версии жюри стало архитектурное бюро «Manipulazione Internazionale» с проектом «Лужайка». В зрительском голосовании больше всего отзывов собрал проект Лии Нигматуллиной и Дианы Кунафиной «Качели».На открытой лекции «Город будущего» кураторы архитектурного фестиваля Дмитрий Барьюдин и Михаил Лабазов рассказали, как менялись тренды в градостроительстве со времен Древнего Рима до середины XX века, и отметили, что «это всё мысли об идеальном городе в вакууме: когда начинаешь оценивать город как организм, вступают в силу законы его внутренней саморегуляции и начинаются совсем другие процессы». Они также обратили внимание на джентрификацию как модель развития города: «В Канске есть нежилые маргинальные территории, но их можно сделать общественными пространствами». В качестве примера Барьюдин и Лабазов привели три известных примера, когда промышленные территории становились живыми городскими районами, — квартал Христиания в Копенгагене, парк Хай-Лайн в Нью-Йорке и кластер ARTPLAY в Москве.
На круглом столе «Город и фестиваль» организаторы фестиваля и жители города обсудили 15-летнюю историю взаимодействия. Все признали, что Канский фестиваль делает многое для развития Канска, однако в остальные дни город должен продолжать развиваться сам. «Отношение к фестивалю у горожан с самого начала было разным, Канск раскололся на две части. Но к фестивалю уже привыкли. Когда у нас отбирают привычное, это нам не нравится», — сказал один из участников дискуссии. Директор фестиваля Павел Лабазов подчеркнул, что новая работа Василия Слонова станет первым фестивальным арт-объектом, который власти возьмут на баланс города.Этой работой стал концепт-объект «Гений места», открытый 28 августа в сквере на Предмостной площади. Объемная пиксельная рука-курсор, сваренная из листового металла, пару лет будет стоять под открытым небом и покрываться ржавчиной, а потом ее покроют лаком, увековечив оставленные временем следы. На лицевой стороне объекта изображены лучи восходящего солнца и выгравирована надпись «GENIUS LOCI». Москву называют «пупом земли», а его объект — это и указующий в небо перст, и палец, которым Канск способен «поковыряться в этом пупе», пошутил приехавший на открытие скульптуры Василий Слонов.
Пятнадцатый юбилейный Международный Канский видеофестиваль пройдет с 22 по 27 сентября в Москве в кинотеатре «Октябрь» (в рамках проекта КАРО.Арт) и на одной из площадок Музея современного искусства «Гараж». Конкурсная программа включает 22 короткометражных фильма из России, США, Франции, Израиля, Германии, Польши, Греции, Филиппин, Японии, Нидерландов, Испании, Италии, Швейцарии и Республики Корея. Экспериментальные работы, видео-арт, анимация, игровые картины и даже один видео-перформанс будут претендовать на фестивальный Гран-при «Золотой пальмовый секатор», обладателя которого определит международное жюри. Среди конкурсантов — Наташа Меркулова, Петр Жуков, Саша Свирский, Люся Матвеева, Вика Лащенова, Ульяна Подкорытова, Кети Чухров и Яша Веткин.
В день открытия впервые будет показана коллективная кино-фреска «Россия как сон», производство которой спродюсировал сам Канский фестиваль. Фильм был снят в 2015 году в Канске, его создатели — не только режиссеры из разных стран, которые приехали в Сибирь, но и члены жюри и команда фестиваля. Другой сборный кинопроект — «Чепуха — коллективное антикино» — представит видеохудожник Дмитрий Булныгин. В фильме использован принцип игры сadavre exquis, придуманной парижскими сюрреалистами, когда каждый следующий участник проекта снимает продолжение истории, отталкиваясь от последнего кадра предыдущего автора.
Российское авторское кино будет представлено на Канском фестивале полнометражным дебютом Антона Бильжо «Рыба-мечта» и документальным фильмом Ольги Столповской «Год литературы». Из наиболее ожидаемых международных премьер — фильм «Above and Below», совместного немецко-швейцарского производства, который признан лучшей документальной картиной года и в Швейцарии, и в Германии. Режиссер фильма Николас Штайнер — один из призеров Канского видеофестиваля, в 2010 году получивший диплом за короткометражную работу «Я — Хельмут».
Подробное расписание показов будет опубликовано на официальном сайте видеофестиваля. Организатор Международного Канского фестиваля — «Студия Видеодом» (Москва). Генеральный партнер — Фонд Михаила Прохорова.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522