Гидон Кремер исполнит музыку возвращенного из забвения композитора в Новосибирске
Всемирно известный скрипач Гидон Кремер впервые исполнит свое переложение музыки Мечислава Вайнберга — одного из крупнейших композиторов XX века, имя которого возвращается из забвения в последние годы. Выступление войдет в программу Транссибирского Арт-Фестиваля.
20 марта в Новосибирске прозвучат 24 прелюдии Мечислава Вайнберга в переложении для скрипки Гидона Кремера. Музыкант несколько раз исполнял их в рамках проекта «Прелюдии к ушедшему времени» одновременно с демонстрацией работ классика советской литовской фотографии Антанаса Суткуса. В оригинале прелюдии были написаны для виолончели и предназначались для Мстислава Ростроповича. Гидон Кремер сделал переложение пьес для скрипки, дал каждой новое имя и исполняет их без перерыва, превращая их звучание, по мнению критики, «больше чем в цикл — в цельную, строгую, по-шубертовски текучую форму».
В программу концерта также войдут сочинения Альфреда Шнитке: Фортепианный квинтет и Фортепианный квартет — своеобразное сочинение «с секретом», в основе которого — неоконченное произведение Густава Малера, которое Шнитке завершил. Опусы прозвучат в исполнении Гидона Кремера и музыкантов, выступающих как с оркестром «Кремерата Балтика», так и в его составе — Агаты Дарашкайте, Гиорги Загарели, Гиедре Дирванаускайте и Андрюса Жлабиса.
Мечислав Вайнберг — один из крупнейших советских композиторов, чье имя несколько десятилетий пребывало в забвении. Композитор был близок с Дмитрием Шостаковичем, считал себя его учеником, хотя формально у него не учился. Шостакович высоко ценил талант Вайнберга: доверял ему мировые премьеры своих сочинений, посвятил ему свой Десятый квартет. Именно Шостакович писал ходатайство об освобождении Мечислава Вайнберга из Бутырской тюрьмы, когда тот был арестован в связи с «Делом врачей» в феврале 1953 года.
Вайнберг написал более 20 симфоний, 17 квартетов, несколько опер, множество камерных сочинений. Они звучали в исполнении лучших отечественных музыкантов — Давида Ойстраха, Рудольфа Баршая, Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Квартета имени Бородина и других. Широко известна киномузыка Вайнберга: она звучит, например, в ленте «Летят журавли» и в мультфильме «Винни-Пух».
Начиная с 2010-го года, когда один из крупнейших мировых оперных фестивалей в городе Брегенц полностью посвятил свою программу сочинениям Вайнберга и представил мировую сценическую премьеру оперы «Пассажирка» (почти через 40 лет после ее создания), началось постепенное возвращение его музыки в концертные залы. В 2019-м году мир отметит 100 лет со дня рождения композитора.
В рамках форума Кремер также выйдет на сцену вместе с виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте и Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Лио Куокмана: 22 марта в их исполнении прозвучит Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Филипа Гласса. 21 марта в Новосибирске состоится творческая встреча с Гидоном Кремером, она войдет в программу специального проекта Транссибирского Арт-Фестиваля «Академия Арт-журналистики».
Концерты V Транссибирского Арт-Фестиваля, возглавляемого Вадимом Репиным, пройдут с марта по июль 2018 года. Российская часть фестиваля включит Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург и Самару. Не останутся без внимания малые города Новосибирской области: Бердск, Краснозерское, Тогучин, Карасук. Зарубежная часть фестиваля охватит США и Японию. Главная площадка фестиваля — Государственный концертный зал имени Арнольда Каца.
Полная программа фестиваля доступна на официальном сайте проекта. Билеты на концерт Гидона Кремера «Прелюдии к ушедшему времени» 20 марта — на сайте Новосибирской филармонии.