Михаил Фаустов: «Из шляпы Майкла Джексона вышел весь российский шоу-бизнес»

© Федор Бухтояров. Михаил Фаустов
Михаил Фаустов: «Из шляпы Майкла Джексона вышел весь российский шоу-бизнес»
25 Окт 2019, 09:42

Автор и идеолог Чемпионата России по чтению вслух «Открой рот» Михаил Фаустов отметил 50-летний юбилей. В беседе с Тайгой.инфо он рассказал о концерте Майкла Джексона в 1993, который стал для него ориентиром среди мероприятий на многие годы, признался, что у него нет мечты и заявил, что хотел бы устроить поэтический слэм Пушкина с Маяковским.

Тайга.инфо: Ты провел уже сотни разных мероприятий и был на множестве концертов и фестивалей в качестве зрителя. Какое мероприятие является для тебя ориентиром?

— Концерт Майкла Джексона в Лужниках в 1993 году — непревзойденный уровень авантюризма, упертости и удачи. Против организаторов было, насколько я понимаю, вообще все. Начиная с курса доллара, кончая погодой. Они не были профессионалами, они наступили на все грабли за своих последователей. И это было незабываемо. Наверное, можно сказать, что из шляпы Майкла Джексона, как из «Шинели», вышел весь современный российский шоу-биз, ивент-индустрия и Чемпионат мира по футболу 2018 года. Мне довелось там побывать и я до сих пор вспоминаю, как все было кайфово. Я был, кстати, и на втором концерте Джексона через пару лет на «Динамо», и это было отвратительно организовано.

138588

О книжных мероприятиях в этой связи говорить не хочется вообще. Видя процесс создания книжного фестиваля изнутри, приезжая на чужой праздник, я вижу все скрытые недостатки. В собственных фестивалях я их тоже вижу и как исправить, знаю, но я также знаю про те объективные факторы, которые мешают от недостатков избавиться раз и навсегда. Впрочем, это тема не для публичного интервью. Если людям, которые приходят на книжный фестиваль, хорошо, если они могут услышать то, что им интересно, увидеть то, что им интересно, купить книгу, которая им интересна, значит это хороший фестиваль и он — ориентир. И для меня, и для читателей, и для писателей.

из шляпы Майкла Джексона, как из «Шинели», вышел весь современный российский шоу-биз

И еще. Книжный фестиваль обязательно должен быть честным. К сожалению, очень часто можно видеть книжные «мероприятия», которые делаются в каких угодно интересах, но только не в интересах читателей. Книжный фестиваль для галки в отчете, для выполнения плана, к празднику, для освоения бюджета, для реализации чьих-то карьерных перспектив — это плохо именно потому, что это враньё.

Тайга.инфо: Опиши мероприятие вашей мечты? Кто в нем участвует?

— Мне стыдно, но у меня нет мечты. Я до сих пор наивный парень из сибирского города, радуюсь тому, что здесь и сейчас. Потом, мечтам свойственно сбываться в том случае, если ты про них никому не говоришь. Я хотел провести «Открой Рот» на Красной Площади — провел. Хотел «Открой Рот. Лондон» и «Открой Рот. Париж» — сделал. Хотел выйти за рамки русского языка — и это, наконец, произошло. В Санкт-Петербурге отборочный тур чемпионата по чтению на двух языках Loud Allowed выиграла молодая англичанка. Дальше только вперед и вверх, куда же еще?

136420

Тайга.инфо: Ок, тогда главный твой успех как куратора

— Наверное, мог бы себе в актив занести Иркутский международный книжный фестиваль 2019 года. Но все-таки это не совсем мой актив. Это в первую очередь результат работы команды, в которой по разным данным было от 35 до 70 человек, это подвиг второго куратора фестиваля Кости Мильчина. Это результат планомерной и системной работы основанного Олегом Дерипаской фонда «Вольное Дело». В конце концов, это детище Бориса Куприянова, который этот фестиваль придумал. Он вообще много чего понапридумал.

«Открой Рот», проходящий в 200 городах России и не России — тоже успех. «Страница», которая проходит в 52 регионах страны и вот-вот перейдет границу — тоже успех.

Если изменения в лучшую сторону, значит я и все остальные — молодцы. Если в худшую — огурцы

Но, блин, уберите из этого всего стоявшую у самых истоков «Открой Рота» нашего директора Наталью Лопатину, и все, не будет никакого «Открой Рота». Уберите руководителя «Страницы» Алису Дригину, и кто будет ездить по всем этим регионам, отвечать на звонки в 5 утра, объединять и координировать? Не будет Алисы — и все, нет никакой «Страницы», нет никакого успеха. Всё рухнет. Массу людей и организаций я не могу не вспомнить в этой связи, но рамок интервью не хватит, а некоторые просили их вообще не упоминать.

Тайга.инфо: Что для тебя является критерием успеха проекта? Как ты понимаешь, что фестиваль удался?

— Есть несколько стандартных критериев — сколько народу пришло, сколько книг купили, сколько выступающих было, но это все очень условно. Я веду собственную статистику и слежу за изменениями. Если изменения в лучшую сторону, значит я и все остальные — молодцы. Если в худшую — огурцы. Вот вам пример: однажды проводил «Открой Рот» на аудиторию где-то в 1000 человек. Мне было ужасно неуютно. Гораздо приятней проводить чемпионат по чтению в маленьком баре на 20 человек. Аудитория во многом камерная, а большие финалы, та же Красная площадь, требуют серьезных усилий и большой подготовки. То, что там происходит, не «Открой Рот» в чистом виде, это трансформация дружеского междусобойчика для совершенно других уровня, количества и качества аудитории.

Тайга.инфо: Давай представим что ты можешь использовать любых писателей из истории: как бы ты устроил презентацию «Песни о Роланде?» Дебаты Гомера и Гесиода? Лекцию Достоевского?

— Все перечисленное — вряд ли. Не специалист я в реликтовой французской поэзии, древних греческих разборках, а Достоевский, мне почему-то кажется, был никаким оратором. Можно других писателей попробовать. Вот Ленин писал о себе, что он литератор. Его бы пригласил. Устроил бы, например, дискуссию с одним австрийским художником. Мощная была бы картина.

Точно бы все передрались, пошли бы потом стреляться друг с другом на потеху публике

Или вот крутой получился бы слэм, если бы туда Пушкина и Маяковского. Ну и Есенина еще с Лермонтовым. И парочку французиков туда впридачу — Верлена там или Рембо. Точно бы все передрались, пошли бы потом стреляться друг с другом на потеху публике. И еще лекцию Гоголя с последующей автограф-сессией. Но с одним условием: все автографы потом сжечь.

Вообще, любой писатель, даже самый скромный и зажатый на вид, это по-любому — поп-фигура. Я за попс в этом смысле, только чтобы попс был кайфовый, а не нудятина. Вот недавно мы проводили семинар Chords&Words в рамках Года музыки Великобритании и России. Дело было в Нижнем Новгороде. Там музыковед Ляля Кандаурова читала лекцию о Генделе. И это был крутейший попс, я заслушался, уйти не мог из зала. Хотя, где я и где Гендель? Мне по идее должен быть ближе Михаил Круг.

Тайга.инфо: Как бы выглядел кинофестиваль под твоим руководством?

— Также, как и чемпионат мира по фигурному катанию под моим руководством — никак. Я не знаю об этом ничего, не умею ничего. В кинофестивалях очень много условностей и стандартов. Какой длины должна быть красная дорожка, например. Но в этих условностях надо разбираться, а мне некогда сейчас.

Тайга.инфо: Какого писателя не хватает твоим фестивальным проектам? Не в плане фигуры, а в плане тем и жанровых особенностей?

— А можно же не про свои? Я всегда за то, чтобы соединять несоединимое, потому что все гениальное всегда рождается на стыке жанров, но все же очень хочется кумулятивности. Вот смотрите: телевидение едва почувствовало могильный холодок, так сразу начало меняться. Появились всякие тематические каналы — для любителей футбола, мыльных опер, рыбалки, даже для геймеров появились каналы, хотя это же совершенно не телеаудитория. То же должно по идее произойти с книжными фестивалями. Книга — штука многогранная, так почему бы не делать отдельные фестивали, посвященные детективам, фантастике, книгам по ремонту пылесосов? Вот за этим будущее. Это я так ответил на вопрос функционала и жанровых особенностей. Или вот можно, например, провести где-нибудь в Санкт-Петербурге международный книжный фестиваль, но так, чтобы всех приглашенных на него писателей звали Питер. Хёга там позвать, и Акройда. Дури, в хорошем смысле, не хватает. У нас была идея не сообщать участникам программы тему выступления до выступления. Было бы забавно.

114888

Темы, которые должен поднимать фестиваль, не обязательно должны быть общими. Не нужно замахиваться на Эверест, общественность не поймет. Нужно взять проблему, вычленить ее и разобраться с ней с максимально возможным тщанием.

Какой темы мне не хватает прямо сейчас, о чем бы я хотел поговорить с людьми посредством книжного фестиваля, так это ненависть всех ко всем. За мою не самую долгую жизнь я имею несчастье наблюдать, как люди все больше и больше становятся нетерпимыми к друг другу. Попы ненавидят Монстрацию, а феминистки — белых цисгендерных мужчин. Подчиненные начальников, а ученики — учителей. Левые правых, западники славянофилов, либералы консерваторов, больные здоровых, голодные сытых. Ну и, как следствие, каждая ненависть порождает контрненависть. Ненависть множится и растет, как опухоль. Скоро человечество опухнет окончательно и традиционные системы сдерживания перестанут работать. Наступит зомби-апокалипсис. Как с этим бороться? Как это победить? Какими должны быть методы, подходы и хитрости в этой борьбе всех со всеми? Вот об этом я бы хотел сделать книжный фестиваль. А каких писателей туда позвать — так это я потом придумаю.

Тайга.инфо





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года