Эстонские газеты и дедушка главы администрации президента: как в Сибири появились прибалтийские диаспоры
Первые прибалты появились в Сибири 400 лет назад. В начале ХХ века диаспоры эстонцев, латышей, латгальцев составляли до 70% нерусского населения региона. Об их происхождении, расцвете, а затем и фактическом уничтожении во времена Сталина Тайга.инфо поговорила с профессором Михаилом Колоткиным, много лет изучающим этносы на территории Сибири.
Профессор Михаил Колоткин много лет занимается исследованием этнополитических и социальных процессов в Сибирском регионе, историей этнических диаспор и национально-культурных автономий. Еще с советских времен он занялся темой «Социально-политическая история балтийских поселенцев Сибири (1917-й — середина 1930-х годов). В своей работе он использовал документы, хранящиеся в 60 фондах 14 архивов России и других стран.
Однажды он нашел материалы про деда нынешнего главы администрации президента России Антона Вайно: Генрих Вайно был председателем Томского губсовнацмена (совета по национальным меньшинствам) сделал много полезного для автохтонного населения в Нарымском крае.
Михаил Колоткин рассказал Тайге.инфо, как выходцы из Балтии появились в Сибири, недолгом расцвете диаспор и их фактическом уничтожении при сталинском режиме.
Тайга.инфо: Как возник интерес к теме?
— Так получается, что обычно у нас межнациональные отношения связаны с изучением «титульных» этносов (алтайцы, якуты, буряты). Сама история Сибири и описана через призму русского народа с участием этих самых этносов, по имени которых называли автономии. Но ведь есть в Сибири немало тех, кто по каким-то причинам оторван от своего материнского этноса. На всякий случай: сегодня в мире примерно 125 млн человек живут вне пределов своих национально-государственных образований. Так вот, часто они остаются без внимания, их мало кто изучает. Это, кстати сказать, достаточно сложно и трудно.
Понятно, что Сибирь всегда была многонациональным регионом с преобладающей долей русского населения. Но должен сказать, что удельный вес почти 40 этносов, здесь живущих, составлял четверть всего населения. И вот самой значительной группой как раз и были выходцы из европейской части России, которых именовали"западными национальностями", если вспомнить терминологию 20−30-х годов прошлого века. Литовцы, латыши, латгальцы и эстонцы составляли около 70% от численности нерусского населения региона.
Тайга.инфо: По всей видимости, первые из них уже появились в Сибири в XVI веке?
— Именно так. Самыми первыми стали военнопленные. Академик Миллер писал, что «пленные литовцы еще в 1594 году несли службу в Тобольске». Дело в том, что литовцы из числа военнопленных имели солидный опыт по части военного дела — вот их и определяли в Сибирь на ратную службу.
В XVII веке уже начинается ссылка уголовных и политических преступников, участников различных выступлений. Одно из старейших поселений эстонцев в Тобольской губернии -Вирукюля — было основано именно участниками крестьянского восстания в 1858 году. В XIX веке в Сибирь прибыло до 4 тыс. ссыльнопоселенцев. Что же касается политических ссыльных, то историки давно подсчитали, что латыши были третьей по численности группой среди ссыльных большевиков, уступая только русским и евреям. Большие их группы были в Нарымском крае и в Иркутской области.
Тайга.инфо: А добровольно в Сибирь переезжали?
— Конечно. Только с 1907 по 1909 год добровольных переселенцев насчитали более двух миллионов человек. К переезду прибалтийских крестьян вынуждала простая вещь: жестокое безземелье дома. Например, на постройку «Великого сибирского пути» из одной только Витебской губернии выехало 15 тыс. человек. Отработав, многие забрали свои семьи из Латгалии и остались жить в Сибири. Они, например, основывали поселения в Барабинских степях. В честь главы этой партии переселенцев Тимофея Марнаузы была названа одна из деревень — Тимофеевка. Латгальские переселенцы старались селиться возле Каинска (нынешний Куйбышев), поскольку в городе имелся католический собор. В целом же, в начале века латыши и латгальцы жили в 50 волостях Томской губернии, компактно — в 25 волостях. Но замечу, что приживались не все — треть переселившихся в Сибирь латгальцев с 1910 года, разорившись, вернулась обратно в родные края.
Тайга.инфо: Похоже, что всю демографическую картину Сибири основательно взбаламутили Первая мировая, а потом и Гражданская война.
— С началом войны из района военных действий в Сибирь хлынул поток беженцев. Это были крестьяне и неквалифицированные рабочие, кустари, ремесленники. Общая численность выходцев из Балтии к 1917 году составляла около 165—170 тыс. человек; среди них — 73−74 тыс. латышей, примерно 50 тыс. литовцев, 40 тыс. эстонцев. Основной ареал расселения ограничивался районом вдоль Транссибирской магистрали от Омска до Иркутска, а также к северу и югу от нее.
Во время гражданской войны в Сибири определенная часть выходцев из Балтии, их национально-политические организации (союзы, сеймы, советы) поддерживали антибольшевистские силы. Они пытались наладить взаимодействие с государственными образованиями белых, например, с правительством Колчака. Цель вполне понятна: добиться признания независимости или автономии Литвы, Латвии, Эстонии и национально-культурной автономии для национальных меньшинств в Сибири. Другие политически активные выходцы из Балтии стали горячими сторонниками установления советской власти.
После окончания Гражданской войны многие решились на реэвакуацию. Тогда балтийская диаспора сократилась. Уехали в основном военнопленные, бывшие военнослужащие русской армии, беженцы, политические ссыльные. Есть данные, что общая численность сибирских латышей за время гражданской войны сократилась более чем на 30%.
Тайга.инфо: Некоторые историки называют 20−30-е годы XX века периодом ренессанса для балтийской диаспоры в Сибири. Почему?
— Я разделяю такую оценку. При этом нужно отдавать себе отчет, что балтийские поселенцы в Сибири не жили в изолированном оазисе, их точно так же задевали все политические бури того времени. И они активно во всем этом участвовали. Судите сами: в Омской губернии латыши занимали 25% ответственных должностей в масштабе губернского и уездного органов. Вообще, в партийно-советском аппарате в Сибири доля выходцев из Балтии была достаточно высокой. В 1932 году число национальных сельсоветов в регионе составляло 758, в том числе было 23 эстонских, 12 латышских, 5 латгальских, 2 литовских сельсовета.
Важное событие произошло летом 1925 года. По решению Сибкрайкома, в 16 сибирских округах парткомы образовали 13 латышских и 9 эстонских секций. РКП (б) целеустремленно и системно создавала себе опору в лице национальных секций. Появились комсомольские и женские организации, активно использовались культурно-просветительные организации и периодическая печать. Но объективным следствием этого процесса стало укрепление материальной базы культуры национальных меньшинств, что было важно для сохранения национального самосознания.
Секциями был накоплен большой опыт дифференцированного подхода к каждой национальной группе, ведь своя специфика, помимо конфессиональной и языковой, имелась и у литовцев, и у латышей с эстонцами. Так, литовцы проживали в основном в городах, а эстонцы и латыши преобладали в сельской местности. Отмечу также, что с середины 20-х годов именно у нас в Сибири, впервые в стране, была начата работа среди латгальцев, обладающих значительным своеобразием по сравнению с латышами.
Тайга.инфо: Были и национальные школы, и газеты, и даже театры.
— Большую роль в налаживании связей между различными этническими группами Сибири, в росте национального самосознания людей, действительно, сыграла пресса на языках балтийских народов. Назову эстонские газеты «Сибери Тээлине», «Сибери Театая», «Коммунар», латышскую «Сибирияс Циня», литовскую «Коммунисту Тиесу», латгальскую «Тайснейба». Последняя была единственной газетой в СССР, которая издавалась для латгальцев.
Появилась целая сеть школ, клубов, изб-читален, дошкольных учреждений. К середине 1923 года для Сибири из Наркомпроса РСФСР выслали 42 тыс. учебников на эстонском языке. Заметим, что обучение в школах велось на родном языке. В общем, можно сказать, что в 1920-х — середине 1930-х годов всегда присутствовал учет национальной специфики. Думается, что многое из того опыта вполне пригодилось бы и сегодня.
Тайга.инфо: Но в тридцатые годы все быстро закончилось. Для многих это стало настоящей трагедией.
— С середины 1930-х годов властью делается упор на фактическую ассимиляцию, особенно в случаях слабого компактного проживания. После принятия Конституции в 1936 году ликвидируются национальные сельсоветы и районы, прекращается делопроизводство на родном языке. Секции, о которых мы говорили, были расформированы. Право на национально-территориальную автономию было предоставлено только ряду аборигенных этносов, компактно проживающих в Сибири.
Мы стали наблюдать картину, приводящую к полному прекращению даже декларативных проявлений на сохранение национальной самобытности экстерриториальных групп национального населения региона.
Одна из целей национальной политики сталинизма состояла в том, чтобы ассимилировать малочисленные народы и национальные меньшинства. Национальные особенности в связи со складыванием «новой исторической общности», стали игнорироваться. Балтийские диаспоры, конечно, оставались в реальности, они никуда не исчезли, но для власти их как бы не существовало.
Тайга.инфо: Очень быстро перестали существовать национальные газеты и театры. Это отмечают все исследователи.
— Редакции национальных газет на языках балтийских народов в большинстве своем были репрессированы по сфальсифицированным обвинениям. Вот, что произошло с латгальской газетой «Тайснейба»: помимо главного редактора Эйсуля арестовали еще 22 человека. Вышедший на восьми страницах 7 ноября 1937 года праздничный номер оказался одним из последних. Были ликвидированы газеты «Коммунару Циня», «ДобраБарни», еще раньше эта участь постигла эстонский «Коммунар» и латышскую «Сибирияс Циня». К концу 1937 года в Сибири просто прекратился выпуск периодических изданий на языках балтийских народов.
Яркой была история латгальского межколхозного театра, который базировался в Ачинске. За год работы театр дал 196 спектаклей и 80 концертов. Тысячи километров по сибирским дорогам артисты проехали на телегах или прошли пешком. В январе 1937 года театр перебрался в Новосибирск, а уже к осени из 11 артистов, работавших в труппе, органами НКВД были арестованы семь человек, в том числе и директор Донат Цируль.
Тайга.инфо: Вы сказали, что опыт столетней давности может быть полезен и сегодня. Это действительно так?
— В традициях России — сохранение многообразия в самоуправлении народов и территорий, бережный учет и согласование интересов наций, обеспечение их демократического сожительства в рамках федерации. Национальные меньшинства и группы экстерриториальных народностей при верной политике способны выполнить благородную миссию -цементировать Россию, обеспечивая процесс межнационального взаимопонимания и взаимоадаптации.
Именно такие задачи решались в стране, и у нас в Сибири в 1920—1930-е годы ХХ века. И с этой точки зрения исторический опыт складывания и генезиса балтийских диаспор Сибири заслуживает самого пристального внимания.
Беседовал Владимир Кузменкин