Музейная ночь в Новосибирске: девять впечатлений очевидца
Сказать, что Музейная ночь в Новосибирске удалась – это ничего не сказать. Вы когда-нибудь видели стометровую очередь в краеведческий музей? Во-о-от. Я тоже не видела, а она была. О том, что делали в ночь с 16 на 17 мая три тысячи новосибирцев в музее, рассказывает корреспондент ТАЙГИ.info.
Сказать, что Музейная ночь в Новосибирске удалась – это ничего не сказать. Вы когда-нибудь видели стометровую очередь в краеведческий музей? Во-о-от. Я тоже не видела, а она была. О том, что делали в ночь с 16 на 17 мая три тысячи новосибирцев в музее, рассказывает корреспондент ТАЙГИ.info.
Впечатление первое: людно
Площадь Ленина. Напротив здания бывшего универсама выстроились в ряд автомобили начала прошлого века от Клуба любителей автомотостарины. На них смотрят, в них залазят, с ними фотографируются. В Первомайском сквере стоит знаменитая копия броневика, сделанная реконструктором из Колывани Вячеславом Веревочкиным. Броневик увешан ребятишками, как новогодняя елка игрушками. От универсама к краеведческому музею тянется длинная очередь – за билетами. Такие очереди можно увидеть в американских фильмах - возле ночных клубов, а если верить советскому прошлому, подобный ажиотаж вызывал только приход товара в магазин. Как рассказал позже директор музея Андрей Шаповалов, на открытие Ночи с трудом удалось провести новосибирского губернатора Виктора Толоконского, да и то его свита осталась снаружи, затерявшись в толпе.
Впечатление второе: душно
Едва попадаешь внутрь краеведческого музея - здания бывшего городского торгового корпуса (памятник истории и архитектуры, построенный в 1911 году по проекту Андрея Крячкова, - прим. ТАЙГИ.info), понимаешь, что людей там больше, чем кислорода в воздухе. На примере этого столпотворения можно рассказывать о принципах броуновского движения: народ снует туда-сюда по всем этажам музея (напомним, всего их два плюс цоколь). Комната с надписью Валерий Кламм «Экранное разрешение», арт-группа «Синие носы» видеопрограмма «Вдвоем против Мафии» забита до отказа. Очередь сюда не исчезала до конца программы в 23.30.
Впечатление третье: молодо
На втором этаже посетителей встречали картинами молодых художников, объединенных названием «Ночь возможностей». Тут были работы как в стиле традиционной живописи, так и в стиле поп-арт: абракадабра из букв, линий, фотографий и знаков. Наверное, очень концептуальные.
Впечатление четвертое: исторично
Дальше по этажу расположен зал, где выставлены старинные виды Новосибирска, а рядом – фотоработы, сделанные автором проекта Егором Егошиным с того же ракурса и в том же месте. Видно, что на заре своей истории новосибирцы имели тесные отношения с Китаем. Так, в молодом городе в 1906-1910 годы появился Русско-китайский банк. Лишь в 1985 году Областная юношеская библиотека заняла кирпичное здание на Красном проспекте, 26. Кинотеатр имени Владимира Маяковского располагался там, где и сегодня, но здание было другим. Экспозиция, названная «Старый город», показывает, как просторно в 1940-х было возле главного символа Новосибирска – театра оперы и балета. И как тесно стало сегодня.
Впечатление пятое: креативно
В следующем зале – инсталляционный конкурс, посвященный 200-летию Николая Гоголя. Пяти участникам выдали по солдатской шинели для того, чтобы они сделали из нее нечто в честь прославленного классика. Кто-то написал прямо на ткани «Отдай мою шинель!», кто-то украсил ее цветочками, кто-то начинил лампочками и портретами Акакия Акакиевича, кто-то – банками из-под пива, а самый старший участник действа, художник Иван Дыркин, срезал с нее все знаки отличия и поместил в трехлитровую банку, назвав сие произведение «демилитаризация». Автор хотел сделать арт-объект из трех банок, но, так как ехал на место действия на велосипеде, в рюкзак смог уложить только одну. Простым большинством голосов господин Дыркин избран победителем. Андрей Шаповалов вместе с Татьяной Ткаченко из агентства «Открытая Сибирь» вручили ему «золотой билет», позволяющий посещать все мероприятия музея в 2009 году бесплатно. Настоящий джентльмен Иван Дыркин передал его двум девушкам из группы «Семенычи».
Впечатление шестое: иронично
В музейном подземелье в зале «Сибирская кунсткамера» нам объяснили, что кунсткамера – это собрание редкостей, а гады – совсем не ругательное слово и вполне научное обозначение земноводных и пресмыкающихся. Организаторы стебались, как могли (хотя, наверное, все же не в полную силу). За стекло положили двухсантиметровые шарики помета лося и написали: «Глядя на это, трудно поверить, что лось – самый крупный зверь наших краев». Рядом лежит помет зайца с надписью: «Удивительно, но у зайца почти как у лося!» У лягушки в спирте такое текстовое сопровождение: «Французам и китайцам – это сладость, а нашим людям - мерзостная гадость». Особенно впечатлил уголок таксидермиста (создатель чучел) с распоротой белой мышкой за стеклом и кабинет кухонных ужасов музея восковых овощей мадам Куссо, где были представлены орудия казни - кухонные ножи, разделочная доска, кастрюля, вилка.
Все было по-честному, был и обещанный аттракцион «Преодолей свой страх». Суть его заключалась в том, чтобы засунуть руку в склянку с тараканами и вытащить записку. Смельчаку – подарок, название которого написано на бумажке.
Впечатление седьмое: гламурно
Напротив кунсткамеры – пространство голых женских тел. На стенах – фотопроект Константина Ощепкова «Ню» - десятки изображений обнаженных девушек, связанных веревками. Нет, это не камасутра, это такое японское искусство – сибари. Рядышком разместились живые девушки, тоже голые, но не связанные, а разрисованные дизайнером-флористом Людмилой Корчагиной и украшенные цветами. Все это действо совершалось под клубную музыку.
Впечатление восьмое: вкусно
Желающие могли бесплатно попить цветочного чайку и платно алкогольный напиток от партнера Ночи.
Впечатление девятое: празднично
В 22.30 на втором этаже краеведческого музея начался костюмированный бал с группами «Медиваль» и «Отражение». Кавалеры приглашают дам, вальсируют, кружатся, меняют партнеров. Полонез, вальс, полька, галоп… И неважно, что дамы с кавалерами в штанах, музыка записана на цифровой носитель, а на дворе 21 век. Главное - ощущение праздника. Об этом организаторы позаботились. Так, даже постоянную экспозиию, которая годами спокойно стоит на месте, анимировали: шаман в отделе доисторических времен шаманил, солистка театра оперы и балета в костюме царицы в отделе средних веков пела, юноша в отделе советской истории грозил познакомить посетителей с НКВД поближе. Общее впечатление – музей жил, дышал и смеялся.
То, что акция собрала тысячи новосибирцев, с одной стороны, хорошо – наконец-то народ самостоятельно, по собственному желанию выбрал в качестве вечернего досуга такое культурное мероприятие как посещение музея. Некоторые до этого дня, по-видимому, не были в краеведческом со школьных времен, а кто-то - вообще никогда. И не их в том вина, а тех, кто продумывал, а скорее, не продумывал музейную политику. С другой стороны, помещение музея 16 мая явно не справлялось с людским потоком: было душно, было тесно, на некоторые выставки было невозможно попасть (фотопроект «Экранное расширение» Валерия Кламма). Ну что ж, один раз в году можно и потесниться. Хотя, судя по планам нового директора, одним днем музей не ограничится, а вскоре вообще забудет, что такое спокойные дни. И хорошо.
Впечатлениями поделилась Алина Хабирова
PS: Добавь сюда свои впечатления!