«Все, что свято нашему сердцу, подвергается осквернению»: какой стала культура в 2015 году
© Наталья Гредина
Без разрешения чиновников скоро нельзя будет дышать, хотя «Основы культурной политики» декларируют обратное. О религии и Боге, если ты не художник от РПЦ, лучше не высказываться. И современным искусством заниматься не стоит, все равно его негде показывать — культурные итоги 2015 года от Тайги.инфо.
«Тяжелая поступь министерских чиновников»2015 год начался в Новосибирске с обсуждения «Левиафана» Андрея Звягинцева, который 12 января получил «Золотой глобус». Новосибирцы посмотрели фильм одними из первых еще в июне
«Россия стала, наверное, третьей страной после Ирана и Северной Кореи, где цензурой регламентируются авторские высказывания. Всё это очень печально, потому что в действительности является недобрым знаком к ужесточению условий для творчества. Не исключено, что следующим шагом может стать требование к художникам воздержаться, читай — отказаться, от интерпретации классических произведений, например, — говорил Тайге.инфо Звягинцев. — Эта поступь министерских чиновников отдает таким отвратительным прошлым, знаете, когда Зощенко или Ахматову разные люди в пиджаках учили, как надо писать».
Но мы даже представить не могли, какой тяжелой поступью министерские чиновники, а также РПЦ совсем скоро пройдутся по авторскому высказыванию, и этим высказыванием будет совсем не «Левиафан», который все благополучно посмотрели в феврале. Именем Звягинцева, кстати, предлагали назвать улицу в Новосибирске, но до рассмотрения властями дело не дошло.
«Согласование интересов личности и коллектива» как основная задача культуры
В конце 2014 года президент Владимир Путин подписал указ «Основы государственной культурной политики», поэтому
Евгений Водолазкин: «Наступает эпоха внутренней серьезности»
Директор Новосибирской оперы Борис Мездрич был смущен, если не сказать возмущен тем, что часть полномочий по управлению сферой культуры и оценке деятельности культурных учреждений может быть передана общественным институтам, профессиональными сообществами и творческими организациями. Да и слишком общий характер «основ» не вызывал у дискутирующих доверия, ведь их можно, что то дышло, повернуть в любую сторону.
Многие надеялись, что «основы» сработают так, чтобы помочь культуре воспитывать нравственного человека и ответственного гражданина большой и дружной страны, уважающего права и ценности соседа. Зря надеялись: «укрепление единства российского государства» явно пошло не по линии гуманизма — весь год в культуре преобладали расчеловечивание и
«Метод наложения сакрального на неприличное»
Главный культурный скандал 2015 года начался 13 февраля, приобрел глобальный характер и не закончился, в сущности, до сих пор. В этот день митрополит Новосибирский и Бердский Тихон давал
«Это не дело церковное — отменять или
27 февраля материалы о привлечении к ответственности по части второй ст. 5.26. КоАП РФ директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина поступили в Центральный районный суд Новосибирска. Статья эта подразумевает умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение — митрополит и говорил о том, что в опере «не по назначению» используют символику церкви.
«У церкви не выработалась культура политического действия»
4 марта состоялось первое заседание по «делу „Тангейзера“», перед которым Мездрич говорил, что «это вопрос не новосибирского театра, а вопрос всей дальнейшей жизни в России»: «Или будет здесь создан прецедент, или его не будет. Мы здесь — только предмет, не более. И все это понимают». Административное производство в отношении него прекратилось через месяц, 3 апреля. Еще через три дня суд снял все претензии с режиссера Кулябина. Но весь март культурная пресса, как местная, так и федеральная, провела в несвойственных ей местах — на митингах и в залах суда.
14 и 15 марта прошла вторая серия премьер «Тангейзера» на фоне небольшого пикета агрессивной части верующих. Мужчины в тренировочных штанах развернули рядом с входом в оперным транспаранты «Дорога в ад», «Позор предателям Родины», «Кулябин, Мездрич, Терешкова и Кузин рвут духовные скрепы» и другие. Их риторика выдержала проверку временем и успешно «зашла» на третьем сходе верующих 29 марта. К этому моменту мировой суд установил, что в «Тангейзере» не было признаков оскорбления религиозных символов, которые усмотрел в спектакле Тихон, но прокурор подал апелляцию.
Как можно было не прислушаться к богословской экспертизе отца Бориса Пивоварова, который, отвечая на вопрос прокурора Стасюлиса, какой художественный метод использован в постере к фильму «Грот Венеры» режиссера Генриха Тангейзера, придумал метод «наложения сакрального на неприличное, если не сказать на порнографическое»? «Вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличное — это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека, — заявил на суде доктор богословия. — Это понятно, это сознательный прием, но это как раз и является нарушением
А когда третий митинг закончился, стало известно, что Мединский уволил Мездрича. 31 марта новый директор НГАТОиБ Владимир Кехман снял оперу из репертуара. Ответный митинг «За свободу творчества», который 5 апреля собрал примерно столько же защитников спектакля,
Что касается главных героев этой истории, то прокурор Игорь Стасюлис стал к концу года и.о. главы городской прокуратуры, Владимир Кехман показал себя предприимчивым и оборотистым хамом с совсем не провинциальным размахом, Борис Мездрич до сих пор не нашел работу и пишет «острую книгу о театре», а Тимофей Кулябин представил в «Красном факеле» «Трех сестер» по Чехову, которых уже взяли в программу крупнейшего европейского театрального фестиваля Wiener Festwochen 2016.
ОМОН против современного искусства
Вообще, в
Так, Сибирский центр современного искусства из Новосибирска съехал в филиал ГЦСИ в Томске. К концу года заговорили о его возвращении в город — может быть, ЦСИ разместится в здании гарнизонного Дома офицеров, которое, впрочем, требует не менее 300 млн рублей на ремонт. Сам Мединский собирается в 2016 году посетить Новосибирск и оценить объем работ и затрат, чтобы определиться с федеральными вложениями.
Наконец, ежегодную Монстрацию, получившую премию в области современного искусства «Инновация» как лучший региональный проект, но в 2015 году проходившую несанкционированно, впервые чуть не разогнал ОМОН. Спокойствие Новосибирска охраняла конная полиция, а участников акции, собравшихся на площади Калинина, на всякий случай окружили водометами, автозаками и кольцом из убранных в броню защитников правопорядка, которые после окончания Монстрации
Вместо традиционного маршрута площадь
Зачем Лоскутову, который теперь человек семейный, возвращаться в Новосибирск ради следующей Монстрации, не совсем понятно. При таком раскладе только и остается, что вспоминать, каким рискованным был совриск в
«Минута тишины в искусстве и в жизни»
В разной степени охранительство, нездоровый традиционализм и агрессивная клерикализация вкупе с сокращением федеральных, региональных и муниципальных культурных бюджетов и падением уровня жизни поставили под угрозу проведение многих значимых культурных событий в регионе или повлияли на содержание их программ, одновременно обеспечив комфортное существование некоторым другим явлениям.
Например, с небывалым размахом и при поддержке областных властей под Новосибирском прошел исторический фестиваль «Сибирский огонь», где реконструкторы в порядке шутки повесили чучело содомита, чем заслужили внимание федеральных и даже немножко мировых СМИ. Поддержку регионального бюджета получили также «юбилейные торжества, посвященные памяти святого равноапостольного великого князя Владимира», а оперный театр, очистившийся от «скверны кулябинщины», предоставил свой большой зал РПЦ для постановки оратории «Святой Владимир — Креститель Руси».
Параллельно с этим о бюджете Рождественского фестиваля искусств директор филармонии Татьяна Людмилина говорила, что еще никогда он не был таким маленьким. А его театральная программа, обычно смелая и прогрессивная, в этом году вызвала у театралов откровенное разочарование, потому что «Пять вечеров», пусть даже и «Современника» с Гармашом, сложно сравнивать с «Отморозками» Серебренникова или «Добрым человеком из Сезуана» Бутусова.
«[Программа] совершенно не отличается риском. Она наоборот абсолютно классическая, в ней нет ничего, что
«Рабы с культурным голодом». Легенды и мифы российской интеллигенции
Большим трудом дались организаторам «Сибирские сезоны», где впервые в России исполнили «Три истории» Райха и «Страсти по Марку» Баха. И надо, видимо, держать в уме слова композитора Александр Маноцкова: «Нет никакого государства и не предвидится, а те формы, в которых оно будет, нам не понравятся. В России вообще с поддержкой культуры не очень хорошо и хорошо не будет. Самый главный грантодатель у нас у всех должен быть зритель. В стране 140 миллионов человек. Ребята, ну это дофига! Просто нужно, чтобы они больше ходили и платили за музыку, это должно войти в привычку, в экономический обиход простого жителя страны».
Кто кому должен
Самым замечательным в минувшем году было то, что, несмотря на уныние, нападки и безденежье, культура продолжала жить, дышать и, главное, помогать тем, кто в этом нуждается. Кроме элементарной цеховой солидарности, когда новосибирские театры играли спектакли в пользу артиста Лаврентия Сорокина, которому требовалось дорогостоящее лечение, речь в 2015 году шла и о довольно крупных и цельных благотворительных проектах.
Мюзиклы «Поколение Маугли», в котором участвовали новосибирские дети и подростки, воспитанники студии Константина Хабенского, прошли с аншлагом, а собранные деньги передали в фонд артиста на лечение четырех его подопечных с опухолями мозга. Почти 300 тыс. рублей собрала премьера «Ревизора» по Гоголю в театре Афанасьева, а выручку с билетов фонд «Защити жизнь» потратит на помощь детям с онкозаболеваниями.
Премьера спектакля «Ангел с усами» по пьесе Тонино Гуэрра, в котором заняты непрофессиональные актеры с особенностями зрения, слуха и передвижения из студии «Особенный ТИП», также состоялась при полном зале новосибирского Дома актера. А средства от продажи билетов пошли на строительство второй очереди «Ротари парка», в котором рядом могут играть дети с разным уровнем здоровья.
Можно долго говорить об ответственности художника и о том, кто кого должен поддерживать — общество театр или наоборот, но в этом смысле в Новосибирске в2015-м в кои-то веки не говорили, а делали.
Подготовила Маргарита Логинова. Иллюстрации Тайги.инфо
Кто кому должен
Самым замечательным в минувшем году было то, что, несмотря на уныние, нападки и безденежье, культура продолжала жить, дышать и, главное, помогать тем, кто в этом нуждается. Кроме элементарной цеховой солидарности, когда новосибирские театры играли спектакли в пользу артиста Лаврентия Сорокина, которому требовалось дорогостоящее лечение, речь в 2015 году шла и о довольно крупных и цельных благотворительных проектах.
Мюзиклы «Поколение Маугли», в котором участвовали новосибирские дети и подростки, воспитанники студии Константина Хабенского, прошли с аншлагом, а собранные деньги передали в фонд артиста на лечение четырех его подопечных с опухолями мозга. Почти 300 тыс. рублей собрала премьера «Ревизора» по Гоголю в театре Афанасьева, а выручку с билетов фонд «Защити жизнь» потратит на помощь детям с онкозаболеваниями.
Премьера спектакля «Ангел с усами» по пьесе Тонино Гуэрра, в котором заняты непрофессиональные актеры с особенностями зрения, слуха и передвижения из студии «Особенный ТИП», также состоялась при полном зале новосибирского Дома актера. А средства от продажи билетов пошли на строительство второй очереди «Ротари парка», в котором рядом могут играть дети с разным уровнем здоровья.
Можно долго говорить об ответственности художника и о том, кто кого должен поддерживать — общество театр или наоборот, но в этом смысле в Новосибирске в
Подготовила Маргарита Логинова. Иллюстрации Тайги.инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522